Личностный смысл — индивидуализированное отражение
действительного отношения личности к тем объектам, ради которых развертывается
ее деятельность, осознаваемое как «значение-для-меня» усваиваемых субъектом
безличных знаний о мире, включающих понятия, умения, действия и поступки,
совершаемые людьми, социальные нормы, роли, ценности и идеалы. Понятие
личностного смысла исторически связано с понятиями Л. С. Выготского о динамических смысловых
системах индивидуального сознания личности, выражающих единство аффективных и
интеллектуальных процессов. Введение понятия лимностного смысла как единицы
сознания (А. Н. Леонтьев) сыграло важную роль в
преодолении чисто интеллектуальной трактовки сознания как со-знания (суммы
знаний о мире), а также для решения проблемы соотношения индивидуального и
общественного сознания в жизни личности.
Личность — 1) человек как субъект социальных
отношений и сознательной деятельности; 2) определяемое включенностью в
социальные связи системное качество индивида, формирующееся в совместной
деятельности и общении. В «гормической психологии» (В.
Мак-Дугалл), в психоанализе (З. Фрейд,
А. Адлер)
Личность трактовалась как ансамбль иррациональных бессознательных влечений.
Бихевиоризм фактически снимал проблему личности, которой не оставалось места в
механистической схеме «С — Р» («стимул — реакция»). Весьма продуктивные в плане
конкретных методических решений концепции К. Левина,
А.
Маслоу, Г. Олпорта,
К.
Роджерса обнаруживают определенную ограниченность, которая проявляется в
физикализме, переносе законов механики на анализ проявлений личности (К. Левин),
в индетерминизме в «гуманистической психологии» и экзистенциализме. Заметны
успехи западной эмпирической психологии в области психотерапии личности, тренинга
общения и т. д. В российской психологии человека как личность
характеризует система обусловленных жизнью в обществе отношений, субъектом
которых он является. В процессе взаимодействия с миром активно действующая
личность выступает как целое, в котором познание окружающего осуществляется в
единстве с переживанием. Личность рассматривается в единстве (но не тождестве)
чувственной сущности ее носителя — индивида и условий социальной среды (Б. Г.
Ананьев, А. Н.
Леонтьев). Природные свойства и особенности индивида выступают в личности
как социально обусловленные ее элементы. Так, например, мозговая патология
обусловлена биологически, но порождаемые ею черты характера становятся
особенностями личности в силу социальной детерминации. Личность является
опосредующим звеном, через которое внешнее воздействие связано со своим
эффектом в психике индивида (С. Л.
Рубинштейн). Возникновение личности как системного качества обусловлено
тем, что индивид в совместной деятельности с другими индивидами изменяет мир и
посредством этого изменения преобразует и себя, становясь личностью (А. Н.
Леонтьев). Личность характеризуется активностью, т. е. стремлением субъекта
выходить за собственные пределы (см. Адаптивность —
неадаптивность), расширять сферу своей деятельности, действовать за
границами требований ситуации и ролевых предписаний (мотивация достижения, риск
и т. п.). Личность характеризуется направленностью — устойчивой доминирующей
системой мотивов — интересов, убеждений, идеалов, вкусов и т. д., в которых
проявляют себя потребности человека; глубинными смысловыми структурами
(«динамическими смысловыми системами», по Л. С.
Выготскому), обусловливающими ее сознание и поведение, относительно
устойчивыми к вербальным воздействиям и преобразующимися в совместной
деятельности групп (принцип деятельностного опосредствования), степенью
осознанности своих отношений к действительности: отношения (по В. Н.
Мясищеву), установки (по Д. Н.
Узнадзе, А. С. Прангишвили, Ш. А. Надирашвили), диспозиции (по В. Я. Ядову)
и т. п. Развитая личность обладает развитым самосознанием, что не исключает
неосознаваемой психической регуляции некоторых важных сторон активности
личности. Субъективно для индивида личность выступает как его «Я» (образ-«Я»,
«Я»-концепция), система представлений о себе, конструируемая индивидом в
процессах деятельности и общения, обеспечивающая единство и тождественность его
личности и обнаруживающая себя в самооценках, в чувстве самоуважения, уровне
притязаний и т. д. Образ «Я» представляет собой то, каким индивид видит себя в
настоящем, в будущем, каким он хотел бы быть, если бы сумел и т. д. Соотнесение
образа «Я» с реальными обстоятельствами жизни индивида позволяет личности
изменять свое поведение и осуществлять цели самовоспитания. Апелляция к
самооценке и самоуважению личности является важным фактором направленного
воздействия на личность в процессе воспитания. Личность как субъект
межличностных отношений обнаруживает себя в трех репрезентациях, образующих
единство (В. А. Петровский). 1) личность как относительно устойчивая
совокупность интраиндивидных ее качеств: симптомокомплексы психических свойств,
образующих ее индивидуальность, мотивы, направленности личности (Л. И.
Божович); структура характера личности, особенности темперамента,
способности (работы Б. М.
Теплова, В. Д.
Небылицына, В. С.
Мерлина и т. д.); 2) личность как включенность индивида в пространство
межиндивидных связей, где взаимоотношения и взаимодействия, возникающие в
группе, могут трактоваться как носители личностей их участников. Тем самым
преодолевается, например, ложная альтернатива в понимании межличностных
взаимоотношений либо как феноменов группы, либо как феноменов личности —
личностное выступает как групповое, групповое — как личностное (А. В. Петровский);
3) личность как «идеальная представленность» индивида в жизнедеятельности
других людей, в том числе и за пределами их наличного взаимодействия, как
результат активно осуществляемых человеком смысловых преобразований
интеллектуальной и аффективно-потребностной сфер личности других людей (В. А.
Петровский). Индивид в своем развитии испытывает социально детерминированную
«потребность быть личностью», т. е. полагать себя в жизнедеятельности других
людей, продолжая свое существование в них, и обнаруживает «способность быть
личностью», реализуемой в социально значимой деятельности. Наличие и
особенности «способности быть личностью» могут выявляться с помощью метода
отраженной субъективности (см. Отраженной
субъектности метод). Развитие личности осуществляется в условиях
социализации индивида и его воспитания (см. Развитие
личности).
Рефлексия (от лат. reflexio — обращение назад) —
процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний.
Понятие рефлексия возникло в философии и означало процесс размышления индивида
о происходящем в его собственном сознании. Р. Декарт
отождествлял рефлексию со способностью индивида сосредоточиться на содержании
своих мыслей, абстрагировавшись от всего внешнего, телесного. Дж. Локк
разделил ощущение и рефлексию, трактуя последнюю как особый источник знания
(внутренний опыт в отличие от внешнего, основанного на свидетельствах органов
чувств). Эта трактовка рефлексии стала главной аксиомой интроспективной психологии.
В этих представлениях неадекватно преломилась реальная способность человека к
самоотчету об испытываемых им фактах сознания, самоанализу собственных
психических состояний. Рефлексия в социальной психологии выступает в форме
осознания действующим субъектом — лицом или общностью — того, как они в
действительности воспринимаются и оцениваются другими индивидами или
общностями. Рефлексия — это не просто знание или понимание субъектом самого
себя, но и выяснение того, как другие знают и понимают «рефлектирующего», его
личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные (связанные с
познанием) представления. Когда содержанием этих представлений выступает
предмет совместной деятельности, развивается особая форма рефлексии —
предметно-рефлексивные отношения. В сложном процессе рефлексии даны, как
минимум, шесть позиций, характеризующих взаимное отображение субъектов: сам
субъект, каков он есть в действительности; субъект, каким он видит самого себя;
субъект, каким он видится другому, и те же самые три позиции, но со стороны
другого субъекта. Pефлексия, таким образом, — это процесс удвоенного,
зеркального взаимоотображения субъектами друг друга, содержанием которого
выступает воспроизведение, воссоздание особенностей друг друга. Традиция
исследований рефлексии в западной социальной психологии восходит к работам Д.
Холмса, Т. Ньюкома и Ч. Кули и связана с экспериментальным изучением диад — пар
субъектов, включенных в процесс взаимодействия в искусственных, лабораторных
ситуациях. Отечественные исследователи (Г. М. Андреева и др.) отмечают, что для
более глубокого понимания рефлексии ее необходимо рассматривать не на диаде, а
на более сложных организованных реальных социальных группах, объединенных
значимой совместной деятельностью.
Коммуникация — (от лат. communico — делаю общим,
связываю, общаюсь) —смысловой аспект социального взаимодействия. Поскольку
всякое индивидуальное действие осуществляется в условиях прямых или косвенных
отношений с другими людьми, оно включает (наряду с физическим) коммуникативный
аспект. Действия, сознательно ориентированные на смысловое их восприятие
другими людьми, иногда называют коммуникативными действиями. Различают процесс
коммуникации и составляющие его акты. Основные функции коммуникационного
процесса состоят в достижении социальной общности при сохранении
индивидуальности каждого ее элемента. В отдельных актах коммуникации
реализуются управленческая, информативная и фатическая (связанная с
установлением контактов) функции, первая из которых является генетически и
структурно исходной. По соотношению этих функций условно выделяются сообщения:
побудительные (убеждение, внушение, приказ, просьба); информативные (передача
реальных или вымышленных сведений); экспрессивные (возбуждение эмоционального
переживания); фатические (установление и поддержание контакта). Кроме того,
коммуникационные процессы и акты можно классифицировать и по другим основаниям.
Так, по типу отношений между участниками различаются: межличностная, публичная,
массовая коммуникации; по средствам коммуникации: речевая (письменная и
устная), паралингвистическая (жест, мимика, мелодия), вещественно-знаковая
коммуникация (продукты производства, изобразительного искусства и т. д.).
|